Внутренний контроль и комплаенс
Внутренний контроль – это процесс, направленный на выявление опасностей, угроз и рисков, связанных с непреднамеренным или преднамеренным нарушением сотрудниками своих обязанностей, повлекшим за собой ухудшение финансово-экономического состояния предприятия или его деловой репутации, а также на создание механизмов устранения негативных проявлений, возникающих в ходе хозяйственной деятельности.
Из предназначения системы внутреннего контроля следует, что она может выполнять следующие функции:
- контроль соответствия деятельности предприятия законодательству страны;
- контроль сохранности активов предприятия;
- контроль материально-технического снабжения;
- контроль процесса производства (продажи) продукции (услуг);
- контроль рационального расходования ресурсов;
- контроль исполнения приказов и распоряжений;
- контроль исполнения договоров;
- внутренний аудит;
- мониторинг внешней и внутренней среды предприятия с целью выявления рисков угроз безопасности;
- другие направления исходя из потребностей предприятия.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
- Проверка эффективности хозяйственных операций.
- Проверка соответствия операций и учета требованиям законов.
- Проверка обеспечения достоверности финансовой отчетности.
Чтобы организовать эффективную систему внутреннего контроля, необходимо все контрольные процедуры для ключевых бизнес-процессов структурировать таким образом, чтобы при контроле каждого, обеспечить достижение всех сформулированных целей!
согласно модели COSO при разработке системы внутреннего контроля следует опираться на пять ключевых компонентов
Контрольная среда
- Корпоративная культура.
- Управленческий стиль высшего менеджмента.
- Кадровая политика.
- Корпоративный кодекс.
- Организационная форма и полномочия ОВК.
- Политика компании по ключевым бизнес-процессам.
- Политика компании по предотвращению мошенничества и хищений.
Эффективный риск-менеджмент
- Определение зон повышенного хозяйственного риска.
-
Разработка модели (матрицы) хозяйственных рисков ключевых бизнес-процессов.
-
Разработка методов минимизации выявленных хозяйственных рисков.
-
Организация структур и процессов, обеспечивающих минимизацию хозрисков.
-
Мониторинг бизнес-среды и анализ его результатов. Текущая оценка хозрисков.
Разработка и выполнение контрольных процедур
- Разграничение сферы ответственности.
-
Разработка способов авторизации бизнес-процессов и технологических операций.
-
Определение порядка доступа к ценным активам, ресурсам и конфиденциальной информации.
-
Определение порядка проведения контрольных мероприятий (ревизии, инвентаризации и т.д.
-
Определение порядка проведения служебных расследований и возмещения ущерба.
-
И прочие …
Система внутренней коммуникации
-
Организация системы мониторинга контролируемых бизнес-процессов.
-
Организация системы хранения и обработки результатов мониторинга. Аналитика.
-
Организация системы полноценного обмена данными контрольных мероприятий мониторинга между различными уровнями управления.
Система мониторинга