Семинары и Консалтинг

Семинары и Консалтинг

Консалтинг в безопасности. Предназначение и содержание

Существенной особенностью современного бизнеса является быстрое развитие и внедрение новых технологий (в том числе информационных) и рост конкуренции. В результате предприниматель (владелец бизнеса) вынужден непрерывно приспосабливаться как к новым условиям функционирования на рынке, к новым технологиям, так и к постоянно меняющемуся спросу и предложению.

Сегодня предприятия, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику. Однако в сложившихся условиях у них подчас не хватает внутренних ресурсов для своевременного и адекватного реагирования на происходящие изменения.

Аналогичные вызовы и изменения действуют в сфере обеспечения безопасности бизнеса. Система внешних и внутренних угроз и рисков безопасности не стоит на месте. Меняется как ее содержание, так и ранги конкретных рисков и угроз безопасности. Сказанное требует от владельцев бизнеса и их топ-менеджеров принятия адекватных решений, чтобы защитить свои конкурентные преимущества от атак со стороны конкурентов, преступного сообщества и недобросовестных сотрудников. Последнее может быть достигнуто только созданием и поддержанием в адекватном состоянии системы комплексной безопасности своего бизнеса (своего предприятия). Возникает закономерный вопрос: «Кто будет для вас и вашего бизнеса создавать эффективную и оптимальную по затратам систему безопасности?». Ведь все ваши специалисты от топов и до рядовых работников — это либо люди, занимающиеся профильными направлениями предприятия, либо вспомогательными и обеспечивающими, но опять в сфере данной отрасли. Значит для организации системы безопасности бизнеса (предприятия) придется пригласить соответствующих специалистов. Кроме того, потребуется обучить в объеме необходимых компетенций всех работников вашего предприятия, так как в создаваемой системе безопасности обязаны будут работать все члены команды.

Отсюда ясно, вам, как эффективному собственнику или управленцу, потребуется кто-то, кто решит для вашего конкретного бизнеса (предприятия) задачу организации системы безопасности. Этот кто-то может быть либо нанятым вами сотрудником, работающим на постоянной основе, либо сотрудником, работающим в режиме пуск-менеджера, либо внешним консультантом, оказывающим услуги по разовому договору, либо аутсорсером, которому вы передали решение проблемы безопасности вашего предприятия. И, если вы хотите быть уверенным в объективности и правильности предлагаемых решений, вам еще потребуется независимый эксперт по безопасности. Для вас, как для предпринимателя привычно и понятно звучат слова внешний аудит, консалтинг по вопросам организации управления и технологий, обучения, переподготовки специалистов, когда они относятся к основным и обеспечивающим бизнес-процессам предприятия или таким вспомогательным, как бухгалтерия, юридическое и кадровое обеспечение. Но есть еще один вид консалтинга — консалтинг в сфере обеспечения безопасности бизнеса.

Консалтинг в сфере обеспечения безопасности

Так что же такое консалтинг, и каким он бывает в сфере обеспечения безопасности предприятия?

В общем виде консалтинг — это деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. Цель консалтинга — помочь менеджменту в достижении заявленных целей.

Основная задача консалтинга заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических решений с учётом предметной области и проблем клиента. Иными словами, консалтинг — это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.

Консалтинг в сфере безопасности — это помощь бизнесу , оказываемая экспертами по безопасности в объеме всего спектра вопросов проектирования, организации и внедрения систем безопасности на предприятии заказчика.

Различают следующие виды консалтинга, применяемые в сфере безопасности:

Экспертный консалтинг — форма консалтинга, когда согласно сформулированной клиентом задачи, консультант самостоятельно разрабатывает план обследования Объекта Заказчика. После согласования плана с Заказчиком и подписания договора об оказании консалтинговых услуг, эксперт (экспертная группа) опираясь на собственные опыт и знания, а также прибегая в случае необходимости к внешним источникам, исследует Объект Заказчика. Подробнее эта форма консалтинга изложена в разделе аудит. Результатом аудита является разработка Акта аудита, содержащего оценки состояния системы безопасности и краткие рекомендации Заказчику по ее совершенствованию.

Процессный (проектный) консалтинг заключаются в совместной работе эксперта (группы экспертов) и представителей Заказчика над разработкой (и внедрением по согласованию с заказчиком) решений по оптимизации бизнес-процессов безопасности и внутреннего контроля, необходимых для построения эффективной по результативности и оптимальной по затратам системы безопасности. Подробнее эта форма консалтинга изложена в разделе проектирование.Результатом проектирования (разработки концепции) системы безопасности является Проект (Концепция) системы безопасности предприятия, разработка руководящих документов, регламентирующих работу перспективной системы безопасности и всех ее участников.

Обучающий консалтинг — это форма оказания консалтинговых услуг, целью которых является обучение персонала Заказчика согласно типовым программам или согласно индивидуальным программам обучения.

Обучающий консалтинг реализуется в форме открытых и корпоративных семинаров, тренингов и практикумов или в форме индивидуального сотрудников Заказчика. Семинары, тренинги и практикумы проводятся по планам разработанным экспертами и, в случае корпоративных семинаров, согласованных с Заказчиком. Индивидуальные консультирования всегда проводятся по планам согласованным с Заказчиком из меню экспертов.

По согласованию с Заказчиком, при проведении корпоративных обучающих мероприятий и индивидуальных консультирований экспертами проводится тестирование участников. Выполняются тесты, групповые задания, ролевые игры (практикумы). Выполненные задания проверяются консультантами. По результатам дается экспертное заключение об уровне подготовки каждого участника обучающих мероприятий по темам и вопросам обучения и даются рекомендации, на что следует обратить внимание в плане самостоятельной подготовки.

10 мифов о консалтинге

Миф 1: Внешние консультанты не нужны, когда есть соответствующие внутренние службы

В реальности:

Даже среди крупных предприятий найдется не так много компаний, в штате которых работают специалисты по безопасности, имеющих практический опыт во всех возможных вариантах противодействия угрозам и управления рисками безопасности. Но возникла задача реинжиниринга системы безопасности, которую надо решить быстро и эффективно. А специалистов нужной квалификации нет.

В результате, обращение к стороннему консультанту позволяет не только привлечь к работе квалифицированного специалиста в соответствующей области, но и получить значительную экономию, поскольку работника не придется привлекать в штат на постоянной основе.

Миф 2: Внешний консультант не может быстро разобраться со спецификой деятельности конкретной организации

В реальности:

Внешний консультант необходим, прежде всего, для того, чтобы взглянуть на ситуацию свежим взглядом, с иной стороны, по сравнению со штатными специалистами. Со спецификой внешнему эксперту поможет разобраться штатный специалист. Естественно, что работа осуществляется в тесном сотрудничестве с работниками заказчика, которые и помогают консультанту учитывать отдельные особенности, присущие соответствующему бизнесу.

Консультант должен смотреть на вопрос не столько с позиции этой самой специфики компании, сколько исходя из своего опыта разрешения аналогичных проблем в иных организациях.

Миф 3: Внешним консультантам нельзя доверять настолько, насколько мы доверяем своим сотрудникам

В реальности:

Доверие к специалисту не может определяться тем, является он работником компании или сторонним консультантом. Однако здесь имеет смысл учитывать, что каждый консультант очень дорожит своим именем, поскольку, по сути, кроме этого имени у него ничего нет.

Штатный работник может уволиться и найти себе работу в другой организации — о его нелояльности, скорее всего, никто и не узнает.

В то же время консультант, имеющий опыт работы, клиентуру, положение и авторитет в профессиональных кругах, не может рисковать всем этим ради сиюминутной выгоды. В этом отношении внешние консультанты зачастую могут являться доверенными лицами в большей степени, нежели штатные сотрудники.

Миф 4: Внешние консультанты не отвечают за результат

В реальности:

Ответственность за результат возникает в тех случаях, когда обе стороны стремятся построить долгосрочные отношения. И, прежде всего, к этому стремится консультант.

Консалтинговая компания, как правило, ставит задачу построить долговременные отношения с клиентом с тем, чтобы иметь возможность и дальше зарабатывать на работе с ним. И ответственность за результат является обратной стороной того, что такие консультанты планируют продолжить сотрудничество.

Миф 5: Внешние консультанты похожи на продавцов воздуха

В реальности:

На самом деле проблема заключается в том, что мы не всегда можем оценить работу консультанта, сколь бы квалифицированной она ни была. Когда специалист выдает нам серию рекомендаций, мы смотрим на них и понимаем, что ничего нового мы не услышали: нам известны эти проблемы, мы, в общем-то, знаем пути их разрешения и сами могли бы составить план преодоления трудностей.

И здесь следует задать вопрос: а почему до сих пор мы этого не сделали? Ведь мы не оспариваем ни «диагноз», ни «рецепты» — мы лишь констатируем то, что его рекомендации не являются для нас неожиданностью. Почему потребовалось привлечь консультанта для того, чтобы узнать уже известные нам истины?

Вероятно, нужно было, чтобы наше внимание на проблемы обратил человек со стороны. Возможно, консультант акцентировал внимание на тех элементах, которые казались нам второстепенными. А, может быть, он просто более четко сформулировал задачи и пути их решения.

В любом случае, если его появление послужило определенным толчком к началу преобразований — значит, он не напрасно провел работу.

Миф 6: К консультантам нужно обращаться только при наличии серьезных проблем

В реальности:

Эта проблема характерна для консалтинговых услуг во всем мире, однако у нас она приобрела, прямо-таки, всеобщий характер.

Здесь уместно провести аналогию с лечением болезни: профилактика всегда легче и эффективнее лечения. Если же болезнь уже наступила — чем раньше мы ее обнаружим и начнем курс лечения, тем легче она пройдет и меньше последствий оставит.

Абсолютно та же ситуация складывается и в бизнес-консультировании: чем позже произошло обращение клиента, тем меньше вариантов действий у консультанта, тем ограниченнее инструментарий, который может применяться при поиске и реализации решения.

Если же компания обращается к консультантам в период, когда у нее отсутствуют острые проблемы, это позволяет заложить прочный фундамент будущего процветания компании и избежать значительного числа проблем в последующих периодах работы.

Миф 7: Внешнего консультанта можно найти только через знакомых

В реальности:

Сегодня такой способ действительно является основным. Однако не следует полностью полагаться на чьи-либо рекомендации — следует провести собственный анализ.

Насколько консультант известен, давно ли он работает в своей области, какие у него были успешные проекты, встречали ли вы его публикации в профессиональных изданиях — ответы на эти вопросы позволят сформировать собственное мнение о человеке или компании, к которым вы планируете обратиться за помощью.

Также стоит выяснить, известен ли этот специалист в профессиональной ассоциации— это определяет насколько глубоко консультант ориентируется именно в нужной области.

Миф 8: Появление консультанта всегда вызывает тревогу у персонала

В реальности:

Результативность работы консультанта во многом зависит от того, насколько эффективно он смог наладить взаимодействие с персоналом. Если он находится в состоянии перманентной войны со штатными сотрудниками, работа будет делаться медленно, возможности улучшения ситуации будут ограниченными, попытки внедрения нововведений будут саботироваться.

Поэтому хороший консультант заинтересован в нормальных отношениях с персоналом, правда, ровно до того момента, когда такие отношения начинают мешать ему работать.

Миф 9: Внешние консультанты слишком дороги

В реальности:

Стоимость услуг консультанта может измеряться только одним критерием — насколько его работа эффективна, то есть принесла пользу клиенту. Если его услуги стоят совсем дешево, но при этом ничего не приносят — значит, компания все равно получила убыток от его деятельности. Да и имидж клиента пострадает. Представим себе рекламу — «Наши консультанты — самые дешевые на рынке». Привлекает?

С другой стороны, как бы дорого ни стоили консультационные услуги — они приносят экономическую выгоду. Пока отношения устраивают обе стороны — они будут эффективными.

Миф 10: Консультант — как наркотик: один раз обратился, потом уже не обойтись

В реальности:

Если начать делать утреннюю зарядку, через какое-то время без нее тоже трудно будет обходиться. В бизнесе должно быть заложено стремление к улучшению: если консультант способствует постоянному совершенствованию бизнеса — нет проблемы в том, что он привлекается многократно.

Здесь правило то же, как и с ценой услуг: если это приносит пользу — пусть работа будет постоянной, если же нет — даже разовую проводить не стоит.

Что хотелось бы сказать, подводя краткий итог: возможно, изложенные тезисы покажутся спорными или недостаточно аргументированными — что ж, давайте обсуждать. Ведь в результате дискуссии может родиться новое, более полное и правильное понимание роли консультантов, к чему мы все и стремимся.

10 мифов о консалтинге», «Бизнес-журнал», № 10, 2009 года. Надеемся, что они рассеют некоторые сомнения наших будущих клиентов)

Контакты

142073, Московская область, ГО Домодедово