Внутренний аудит

Внутренний аудит» есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации.

Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и управления организацией.

Цели внутреннего аудита

  • обеспечение более эффективного управления организацией и группой взаимосвязанных организаций;
  • оперативное выявление текущих проблем в рамках отдельной организации - участника группы и в целом группы взаимосвязанных организаций;
  • защита законных интересов организации и ее собственников, в том числе защита общих интересов всех участников группы взаимосвязанных организаций;
  • помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении ими своих функций;
  • оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля.

Место внутреннего аудита в системе корпоративного управления

Место внутреннего аудита в системе корпоративного управления

Классификация внутреннего аудита в зависимости от выбранных критериев

Критерии Виды
Виды аудита
  • аудит финансовой отчетности;
  • налоговый аудит;
  • аудит соответствия требованиям (законодательно установленным предписаниям) и целесообразности ценовой аудит;
  • управленческий аудит (производственный аудит);
  • аудит хозяйственный деятельности;
  • специальный аудит (экологический, операционный и др.).
Направления аудита
  • собственно аудит (цель - подтверждение достоверности финансовой отчетности);
  • оценка и контроль эффективности системы управления консультирование участников консолидируемой группы функции, связанные с внешним контролем и оценкой деятельности участников консолидируемой группы.
Периодичность осуществления
  • первоначальный;
  • разовый;
  • оперативный;
  • итоговый.
Взаимоотношения со службами внешнего аудита
  • предшествующий внешнему аудиту (связанный с внешним аудитом);
  • не предшествующий внешнему аудиту (не связанный с внешним аудитом).

Характеристики внутреннего аудита

  1. Независимость и объективность. Независимость рассматривается в контексте функциональной подчиненности службы внутреннего аудита в структуре организации. Независимость, как правило, достигается путем разделения функционального и административного подчинения службы внутреннего аудита (административное подчинение руководству, а функциональное – учредителям). Объективность рассматривается как способность работника службы внутреннего аудита формировать беспристрастные оценки и выводы.
  2. Оптимизация и повышение эффективности деятельности организации. В данной ситуации внутренний аудит выполняет , в первую очередь , не контрольную функцию, а оценочную , он служит для выявления слабых мест в системах управления, внутреннего контроля и управления рисками , для формирования рекомендаций по повышению эффективности этих систем и процессов.
  3. Предоставление гарантий и консультаций. Сущность деятельности внутреннего аудита заключается в предоставлении гарантий и консультаций заказчикам (клиентам) внутреннего аудита в областях управления рисками, внутреннего контроля, управления организацией.

Достоинства внутреннего аудита

Во-первых, является действенным механизмом оценки эффективности деятельности менеджмента. Внутренний аудит становится мощным инструментом контроля происходящих в организации процессов во всей полноте. Для учредителей, руководствующихся принципом «доверяй, но проверяй», актуальным становится вопрос контроля за состоянием дел в организации и оценки эффективности их ведения.

Во-вторых, является механизмом совершенствования системы внутреннего контроля. Внутренний аудит не только проверяет и оценивает систему внутреннего контроля на предмет ее соответствия заданным целям и критериям, но и предоставляет рекомендации по ее совершенствованию.

В-третьих, является объективным источником информации о системы состоянии управления бизнесом и его результативности. Менеджмент организации не всегда способен объективно оценить сложившуюся в организации ситуацию. Даже при наличии контроля всех бизнес-процессов менеджмента , как правило, не хватает времени, нет навыков для сбора, структурирования и обобщения информации.

Внутренний же аудит обладает информацией по всем аспектам деятельности организации и способен проводить аналитические исследования этой информации. В результате внутренний аудит становится источником информации о качестве и эффективности системы управления и бизнеса в целом, а также объективности данных о состоянии активов.

В-четвертых, является механизмом совершенствования системы управления.

В-пятых, предоставляет гарантии эффективности и достоверности системы управления и контроля.

Учредителям и менеджменту компании необходимо получить гарантии того, что сотрудники соблюдают правила и процедуры, руководство получает надежную информацию, активы защищены, риски оцениваются и определены мероприятия по управлению ими, задачи, стоящие перед организацией, успешно выполняются.

В-шестых, нацелен на решение проблем.

Внутренний аудит – это, по сути, специальный с механизм, ориентированный на поиск и решение проблем, и в результате становится стимулом к внедрению перемен. Бороться с симптомами, а не с самой болезнью, имеет смысл в краткосрочной перспективе. В этой связи должным образом организованная служба внутреннего аудит а является не только средством лечения болезней, но и средством повышения иммунитета, то есть помогает выявлять проблемы и решать их.

В-седьмых, ориентирован на предоставление консультаций.

Правильно организованная служба внутреннего аудита позволяет собственнику и руководству своевременно внедрять предложенные эффективные варианты решения ориентированные на повышение эффективности бизнес-процессов, их совершенствование.

Контакты

142073, Московская область, ГО Домодедово